На главную страницу
Написать письмо
|
Окончание статьи
- Значит, они уже попадали в трудное положение,- констатировал пилот Ан-12 Владимир Богатов, расшифровав эти записи.
И вот девятого мая 1985 года наша экспедиция во главе комиссии ВВС и вместе с тружениками совхоза "Томпонский" проводила в последний путь экипаж этого бомбардировщика. Хоронили их со всеми воинскими почестями на центральной усадьбе живописного поселка Тополиное: со знаменем ВВС округа, с почетным караулом и военным оркестром. Мы еще вели монтаж конструкций памятника, привезенного из Читы, а торопливый "Маяк" уже сообщал миру, что близкие В. Лесных и Г. Ведмицкого возложили кедровые венки на могилу своих близких.
Все было несколько не так. В той братской урне находилось только то, о чем написано выше - прах штурмана, ставший общим прахом всему экипажу. Дело в том, что, при ударе самолета о гребень хребта, штурмана, сидящего внизу и впереди, срезало с нижним обломком машины и они остались на вершине. Основная масса перевалила через скалы в пропасть и там взорвалась, а ныне лежит под могучими льдами.
В том прощании с разысканным экипажем перегонщиков оставалась еще одна для нас загадка: мы так и не смогли к тому времени найти следы семьи С.Сивильгина - За весь его род ту последнюю вахту у его останков несли мы. Пройдет еще полгода и мы наконец отыщем дочь штурмана и с ее помощью передадим в поселок фотографию ее отца. Так экипаж наконец возвратился из небытия. Так он перестал числиться пропавшим без вести: благодаря директору совхоза Василию Михайловичу Кладкину его земляки эвены устроили экипажу и всем жертвам войны достойные славянские поминки.
Люди самой маленькой народности Севера узнали в те минуты, что в их горах погибли прекрасные люди. В.Лесных гонял на фронт ДБ-3Ф, имел большой опыт работы на сложных трассах. С.Сивильгин пришел в авиацию из рабочей среды и был точен в работе. Г.Ведмицкий окончил авиатехникум, служил в морской авиации на Черном море и Дальнем Востоке, в гидропортах...
Итоги экспедиции подводили в Москве. Илья Павлович Мазурук нашел телеграмму А.Микояна: " Поздравляю... личный состав дивизии и трассы с успешной перегонкой боевых самолетов для фронта. Своим мужеством и упорством вы оказали большую помощь фронту по разгрому фашистских полчищ... Родина по заслугам оценит ваш труд в дни Великой Отечественной войны". Да, после телеграммы на знамени дивизии появился орден Красного Знамени, достойно были отмечены и перегонщики. Получил свое даже и Мазурук - Сталин согласился с предложением наградить его орденом Отечественной войны. Верховный помнил о потере дивизией 14 самолетов. И комдив принял его упрек безоговорочно...
Но не это заботило Героя: он протянул мне пачку писем однополчан. Беру наугад.
"Товарищ генерал! Мне выдали временное удостоверение участника Отечественной войны, а когда стал обменивать его на постоянное, не дали такового, сказали, что такой дивизии нет нигде в списках... И выходит, что я дезертир и примазываюсь к чужой славе. Дети и внуки спрашивают: как так получилось? Я говорю, что ничего не пойму: брали в армию, а куда нас направят и что делать - нас в такое тяжелое время не спрашивали. Вот, Илья Павлович, я Вас убедительно прошу разъяснить данный вопрос: я участник или кто, и положено ли мне удостоверение участника Великой Отечественной войны?... Пилот Мозговой Анатолий Кириллович."
- Все письма об этом: почему Родина забыла нас,- сокрушался Мазурук.- Меня поддерживали великие военачальники. Но в Минобороны и в ЦК все разбивалось: список составлен раз и навсегда, его завизировал сам Хрущев - вы на фронте не были... Мне стыдно сказать однополчанам, что власть так жестоко поступила с нами.
... Утром я положил на стол редактора "Известий" уже набранный и одобренный большинством коллег материал о нашей экспедиции. К концу дня редактор отдела Владимир Шмыгановский сообщает решение начальства: "Экспедицию печатать не будут. Главный просил передать: на сей раз тебе не хватило политического чутья"... Я понял, что именно не понравилось в материале редактору - новому ставленнику ЦК КПСС - и продолжил осаду Минобороны. Коллеги из "Недели" Эдуард Церковер и Василий Хомуськов, наблюдавшие за этой борьбой, предложили мне сделать отвлеченный репортаж о поисках экипажа и намекнуть в нем о болях перегонщиков. Такой материал вышел через год.
Тем временем уже новый главный редактор «Известияй» предупредил меня: "Твое дело - писать, а не указывать ЦК и Устинову как поступать с перегонщиками". Он не знал, что уже журнал "Дальний Восток" поддержал меня и нам удалось вдохновить перегонщиков, направить их справедливый гнев в точное русло. В ЦК КПСС посыпались письма о предательстве элитой страны фронтовиков самого глубоко тыла. Они требовали не льгот: выполнив практически неразрешимую задачу при защите Родины, они были выброшены кабинетчиками за борт военной истории и поэтому требовали не умалять перед потомками их вклад в дело победы народа.
Поехавшему после этого в творческую поездку в США Владимиру Шмыгановскому в Белом Доме американские перегонщики передали для меня подарок - синий галстук, усеянный вкраплениями бело-красных звездочек. Это самая дорогая для меня журналистская награда. Да и сам галстук, как ни странно, не выходит из моды.
... Где-то в стране хранятся фотоматериалы оператора Дебабова, самоотверженно работавшего на Красноярской авиатрассе. Сибиряки постоянно говорили о них, подчеркивая, что помнят все те его сюжеты, часть из которых выставили в Якутском музее к моменту нашей экспедиции, собрав те фото друг у друга. На аэродроме, в стенах университета, в музее все говорили также и то, что только Дебабов оставил уникальную летопись этого беспримерного трехлетнего подвига тысяч людей, которые там - вдали от передовой - помогали фронту громить врага уже на наших просторах, доставляя сюда союзнические "Аэрокобры", бомбардировщики А-20 и Б-25, транспортные "Дугласы"... То была двадцатая доля от отечественной авиатехники на войне. Но и она была весомой помощью. И это нельзя забывать, как и вклад в ту победу каждого человека планеты. Вот и в эти дни мне позвонил один из старейших физиков ученик знаменитого Курчатова харьковчанин Владимир Тарасович Толок с просьбой помочь ему оставить нынешнему поколению его рассказ о той прекрасной технике, которая помогала Красной Армии воевать с фашистами наЧерном море. В самом деле, это малоизученная страница участия американской авиационной техники в битвах над Черным морем. Известный миру разработчик советского стеллератора Володя Толок в той битве был самым юным летчиком. И он хранит в своем сердце мужество старших пилотов во все дальше уходящей от нас той Великой Отечественной войне.
Спасибо Вам, Перегонщики, где бы вы ныне ни были. И простите за то, что Вас вот так жестоко обидели послевоенные бюрократы и их прислужники. Во имя дани Вашему подвигу и написаны эти строчки...
Анатолий КЛЁВА,
публицист, лауреат премий Союза журналистов СССР, Министерства культуры Российской Федерации, журнала «Работница».
Чита-Якутск-Москва-Киев-Харьков.
|