МНЕ СКАЗАЛИ: ОБ ЭТОМ ПЕЧАТАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Анатолий КЛЁВА



С началом Великой Отечественной войны на Крайнем Севере в рекордно короткий срок была создана сложнейшая воздушная трасса Аляска-Сибирь. Пилоты, до того не знавшие сурового края (это были в основном летчики ГВФ из Центральной России, Сибири и Украины), стали достойными продолжателями дела полярных летчиков - в совершенстве освоили и доставили из Нома и Фэрбанкса в Красноярск 7.308 боевых и транспортных самолетов, переданных Красной Армии по лендлизу... Воздушный мост стал также единственно скорым и безопасным путем для политических и военных деятелей союзных стран.

В силу послевоенного противостояния СССР И США об этом подвиге тысяч добровольцев в советской истории и прессе говорили лишь вскользь.

Весной 1980 года в читинский корпункт "Известий" пришел на чашку кофе командующий ВВС Забайкальского военного округа Игорь Дмитриев. Помимо служебных отношений нас связывали давняя дружба, увлечение авиацией и наши особо доверительные отношения с его отцом – известным генерал-полковником артиллерии Михаилом Петровичем Дмитриевым… Я знал с чем пришел на сей раз мой друг.

- Бывший техник одного из наших полков оленевод Даниил Неустроев нашел дома, в Якутии, место катастрофы среднего бомбардировщика, перегоняемого в войну с Аляски на фронт.- Игорь Михайлович подошел к карте и ниже Северного полярного круга поставил точку у истока реки Сартанг.- Где-то здесь на склоне горы самолет, во льду человеческие останки... Генштаб рекомендует направить туда поисковую экспедицию. Только что звонил главком и просит тебя возглавить ее... Что, уже и тебе позвонил?! Короче, выделяем АН-12, Ми-8 и команду обеспечения безопасности космических стартов. В этом месяце ей не будет работы. Согласуй со своим начальством...

1941 год. Фронт задыхается от недостатка самолетов - в небе господствовал враг. Эвакуированные с Украины на Урал заводы отстают от графиков освоения на новых местах новых типов машин. Особенно возникли проблемы с производством металлического натрия, применяемого для охлаждения двигателей, нет каучука... В октябре на Московской конференции США и Англия подписали протокол о поставках нам вооружения, сырья, в том числе - и ежемесячно по 400 самолетов... Но союзники выжидали, задерживали поставки. Одним из козырей при этом выставляли: транспортные пути к вам ненадежные.

Их было два. И в условиях жестокой войны каждый оставался малоприемлемым. На маршрут Западное побережье Америки - Тихий и Индийский океаны - Персидский залив - Басра требовалось два месяца. В переходах сквозь штормы часть самолетов ломалась еще в упаковке. Путь через Северную Атлантику был короче. Но здесь разбойничали гитлеровцы, имевшие базы вдоль норвежского побережья. К тому же фашисты нередко действовали, опираясь на информацию англичан. Именно поэтому первая операция, которую летом 1942 года США взялись осуществить под началом Англии, провалилась полностью. Из-за предательства начальника штаба Английского военно-морского флота адмирала Д.Паунда противник одержал крупнейшую в истории войны победу на море: с десятками кораблей каравана союзников PQ-17 на дно океана легли 210 бомбардировщиков, 430 танков, 3550 автомобилей и паровозов, 100 тысяч тонн военных грузов. Все это предназначалось для решительного сражения под Сталинградом. Напуганные случившимся, союзники резко сократили помощь морем до "темного времени" на пути судов. Этого и добивались враги нашей страны в Англии и США.

В такой обстановке советская авиация заканчивала работу над заданием Госкомитета Обороны по прокладке безопасного северного воздушного моста. Летом Ф.Рузвельта проинформировали об этом. Он тут же предложил, чтобы американцы доставляли самолеты до Байкала. 1 июля 1942 года И.Сталин ответил:"... мне кажется, что это дело можно будет поручить советским летчикам" /Переписка, т.2, стр. 26./ Верховный не желал впускать на Дальний Восток глаза еще недоопределившихся союзников. Тем более он знал, что те на перегонках технику не будут беречь.

- К началу войны я был начальником полярной авиации,- вспоминал Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, которого мы посетили в Москве перед вылетом в Якутию. - Затем многих пилотов взяли на фронт, нам же поручили охрану Белого, Карского и Баренцева морей. Мне присвоили звание полковника и доверили командование второй авиагруппой ВВС Северного флота. Неожиданно вызывают в Кремль - на заседание ГКО. Там Сталин задает мне вопрос: можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?

- Нельзя, - отвечаю. - Все замерли...

- Почему? - сверлит взглядом.

- Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года...

Сталин поворачивается к Ворошилову: - Да, запасы наши в Рязани... Чем вы занимались вообще?! И - уже мне: А через Камчатку?

- Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем. Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.

Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:

- Послезавтра доложите. Трасса должна быть...

Через два дня Сталин утвердил авиатрассу, предложенную автором 254 беспримерных полетов в Арктике И.Мазуруком: с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири - до Красноярска. 6.450 километров напрямую. Без точных карт через горы, тундру, тайгу, через самую суровую климатическую область планеты, где и магнитные компасы ненадежные помощники. С.Леваневский и М.Слепнев летали здесь в 1934 году с Аляски на Чукотку, спасая челюскинцев самолетами, оборудованными лыжами. Авиатрассу для перегонки надо было создавать заново, с учетом огромных нагрузок на нее. Частично разведанная гидросамолетами, она пролегла через крупные населенные пункты Анадырь, Магадан, Якутск, Киренск, а Красноярск уже был на Транссибе и отсюда самолеты могли поступать на фронт железной дорогой... Так появился приказ НКО N 100/92. На том заседании ГКО Мазурука назначили начальником Красноярской авиатрассы ВВС и командиром еще несформированной 1-й перегоночной дивизии.

- Я оробел. Одно дело: самому летать по Северу, встречаться со смертью лицом к лицу, побеждать ее и укрывать от вождя проделки переданных мне на "перевоспитание" известных пилотов-випивох... Мелькнуло: наломаю дров с помощничками, не миновать расстрела... А Сталин говорит мне:" О потерях самолетов докладывать лично, ничего не укрывать, как это делаете относительно Водопьянова." Пока доходит, что меня закладывают ему, он уже спрашивает спецов о запасе моторесурса самолетов после доставки их на фронт. Выслушал, снова поворачивается ко мне: "Мазуруку и его пилотам некогда будет заниматься приемкой у американцев. Организуйте комиссию. Направьте к ним инженера Мачина - ему старье не подсунут". Услышав эту фамилию, я вдруг поверил, что с поручением справлюсь - Михаила Мачина знал и считал богом в нашем деле.

Илья Мазурук знал также: полки его еще формируемой дивизии будут состоять из разных по уровню мастерства пилотов. Военные, аэрофлотовские, полярники и молодежь, опаленная войной, а то - и только из училищ. По его поручению полковник Н.Романов занялся отбором добровольцев, и дивизия скоро прибыла в Красноярск. Всем теперь предстояло срочно обучиться перелетам в экстремальных условиях на никому неизвестных еще типах самолетов, которые к тому же не приспособлены к Северу.

- На местах заверили, что сделают все возможное для успешного решения задания ГКО. Вот тогда я понял и силу главного доверия мне Севером еще в мирное время - быть его депутатом. Именно этот мандат и звезда Героя помогли найти взаимопонимание со всеми, кого судьба забросила сюда: все соприкасавшиеся с трассой переходили под мою опеку и НКВД отступило от них. А именно эти люди и вели все объекты. Вскоре правительство поручает мне вручить награды дальстроевцам. Воспользовался случаем, ставлю магаданцам задачу: помогите глубинкам строить аэродромы вдоль побережья. Включились... Лечу на Аляску знакомиться с начальником базы полковником Кэтчэтменом. Вручил ему по боченку водки и красной икры. Американец понял смысл визита: мы установили добрососедские отношения людей, одинаково понимающих, что такое для мира война с гитлеризмом. Благодаря именно Кэтчэтмену трасса начала получать нужное оборудование, что до тех пор лежало на складах союзников. Его расположение передалось и высшим чинам. И когда в Якутск прилетел вице-президент США Уоллес познакомиться с авиатрассой, то первое, чего он пожелал - это сыграть в футбол в команде русских летчиков.

... Генерал просит жену-читинку разрешить ему выпить чарку с ее земляком, что занялся таким великим и рискованным делом. А заодно - зовет на это "дело" и соседа Мишу Водопьянова... Того самого - прославленного Водопьянова... Вот так - за рюмкой - мы еще долго вспоминали, перебирали фото той поры...
- Буду с нетерпением ждать итогов вашей экспедиции,- говорит, провожая. - Завтра подамся в архив. Думаю, кое-что догонит вас в Якутске: в том районе в мае 1943-го пропал экипаж Владимира Лесных. - Мазурук проводит меня до Большого Каменного моста. По-отцовски обнимает, напоминает, что Верхоянский хребет особо своенравен после полудня: там в распадках во второй половине дня всегда образуются сильные воздушные течения. - Возвращайся!

В Якутске и сегодня слово "перегонщик" - что в Париже "модельер". Здесь все помнят племя отважных. Пока мы "добывали" нашему самолету бетонную стоянку (чтоб не провалился в раскисшую под зноем мерзлоту, подступившую к полосе), работники военкомата уже составили список перегонщиков, сроднившихся с этим суровым краем. Показали на диспетчерскую вышку и наблюдавшего оттуда за нами в бинокль: "Это Юрий Петрович Яковлев. Тоже перегонщик. От него уже весь город знает о вашей миссии."

Как и советовал Мазурук, работу начали с поиска бывшего командира авиапредприятия Валерия Ильича Кузьмина. Его брат - ректор университета Ариан Ильич - в тот час был не в себе: ночью растаявший под зданием плывун "срезал" стену главного здания и он занимался ЧП. Но узнав суть визита, извинился перед строителями, те все поняли и заверили профессора, что его отсутствие не скажется на решении вопроса.

- Вы взялись за благородное дело,- говорил ректор по дороге на дачу брата. - Перегонщики для Севера сделали очень многое. Как декабристы, политзеки, как сегодня бамовцы... Жаль, что до сих пор о них не говорят. Вроде бы и не было того единства американцев с нами... А ведь прошли десятилетия, растет уже третье поколение - и оно в большинстве не знает об этом подвиге дедов... Валера начал было писать. Дальше рукописных воспоминаний не продвинулся...

Кузьмину-старшему уже доложили о нашем появлении и он ждал, пластуя огромных ленских омулей.

Накануне войны этого якутского паренька вывел в небо приехавший из Тушино планерист, а затем известный физик Юрий Шафер. Уже в войну Валерий окончил училище. Но его вернули сюда инструктором: воспитывать пилотов из коренных северян. Вскоре о нем знали все: умело прокладывал первые трассы в глубинки, стал командиром санитарного звена... На фронт так и не взяли. Присвоили офицерское звание и приказали ждать особого задания.

- Наконец вызвали, познакомили с инженером Михаилом Цайтсом из Харькова и нашей с ним задачей: срочно изыскать воздушную трассу, запасные аэродромы,- вспоминал он.- Вот тогда я и узнал: все это необходимо для предстоящего перегона самолетов из-за океана.

В Усть-Нере его самолет "притерся" на улицу. Другого пятачка не было. Прошел месяц, и поселок рассекла взлетно-посадочная полоса, построенная на месте разобранных изб. В родном поселке Иннях под ВПП подходило только хлебное поле. Сел на него и говорит землякам: "Скорее убирайте. Не расти здесь хлебу до скончания войны." В Уэлькале можно было сесть только на морскую косу. Вскоре и там закипела работа: корабли доставили из Владивостока гвозди и лес. Гвозди удалось выгрузить на берег, деревянную рейку ссыльные и местные люди вручную вылавливали на 10-километровом побережье из ледяной воды и на своих плечах сносили эти плахи. Ставили их на ребро, просветы заполняли глинистым грунтом - и сантиметр за сантиметром вырастала необычная ВПП. В Марково она легла на огороды и опушку леса. Ее вручную отсыпали речным песком... Так было везде, где создавались базовые и запасные аэродромы.

В мирных условиях на строительство трассы потребовалось бы до пяти лет. Но группа уполномоченного ГКО прославленного полярного летчика Василия Молокова (это он принимал участие в спасении экипажа "Челюскина") справилась с заданием за... десять месяцев. М.Картушев, Д.Чусов, Б.Иванов, А.Яновский, С.Файн, начальник "Дальстроя" И.Никишов, командиры всех привлеченных авиационных подразделений развернули челюскинскую эпопею в обратной последовательности. 28 экипажей гражданской авиации доставили в практически недоступные места горючее, оборудование, радиостанции. И к 1 октября 1942 года имелся минимум обеспечения безопасности полетов. Точнее: минимум запасных аэродромов, приводных радиостанций. Ангаров, ремонтных баз не было вообще.

И все же полк Н.Васина, уже разместившийся 29 сентября на Аляске, поднял из авиабазы "Ладдфильд" первые 12 средних бомбардировщиков. Это они проложили американским перегонщикам 3-тысячекилометровый маршрут через Канаду. Спустя несколько суток самолеты были под Сталинградом. /Опережая события, сообщу читателю: вскоре именно Н.Васин продемонстрировал союзникам на их аэродроме наш Як-3, который специально перегнали на Аляску. В "бою" с "Аэрокоброй", управляемой отличным американским летчиком Глассом, кинопулеметы показали полное превосходство отечественной новинки, производство которой уже становилось на поток. Американцы сразу поняли почему мы отказались от устаревших "Китти-хаука" и "Р-40", резко улучшили качество своих самолетов/.

С этого момента и заработала эстафета гигантской "Линии Мазурука" - так почти официально называлась авиатрасса. Каждый полк трудился на своем перегоне, что позволяло его экипажам досконально изучать местность, метеоусловия, приспособиться к неизвестности... В пунктах передачи перегонщиков поджидал обратный "извозчик".
Продолжение статьи
ЕЩЕ ФОТОДОКУМЕНТЫ!
УКРОЩЕНИЕ «КОБРЫ»
СБ (АНТ-40)-последний из могикан
На главную страницу

Сайт создан в системе uCoz